Мир батика - персональный сайт Кубряковой И.В.

Перейти к содержимому

Главное меню

Батик в Японии

Мир, созданный художниками японских декоративных росписей, при нервом знакомстве кажется то простым и понятным, то сложным и недоступным. Изображения деревьев, кустарников, цветов и птиц хоть и несколько непривычны, но правдоподобны. Золотой фон, на котором они расположены, делает росписи более похожими на панно или ковер, чем на картину. Мотивы природы преобладали в настенных росписях подобно тому, как они главенствовали в классической поэзии. Идея неразрывной связи человека и природы была центральной в культуре Японии. Наблюдая природу и постоянно ощущая сопричастность с ней, человек осознавал и постигал свое место в мироздании.

На художественные качества росписей оказали воздействие многие факторы — как
особенности национального мировосприятия, так и материалы конструкции архитектуры. Композиционное построение произведений было обусловлено образом жизни людей: постольку в японском доме отсутствовала мебель и главной поверхностью, на которой сидели, спали, принимали пищу, являлся покрытый циновками пол, полуфигура сидящего человека и уровень его глаз определяли не только масштаб предметов в интерьере, но и точку зрения на настенную живопись.

Искусство декоративных росписей имело в Японии древнюю традицию. Еще во дворцах
феодальной аристократии X—XII вв. получили широкое распространение расписные ширмы. На стенах монастырей XIV—XV вв. изображались буддийские святые и пейзажи. Но в XVI в. изменился и смысл росписей, и их предназначение. Они размещались главным образом во дворцах и замках военных правителей страны и крупных феодалов, а в богатейших монастырях украшали приемные залы и помещения для гостей. Исполненные по золотому фону минеральными и растительными красками насыщенных тонов, росписи представляли нечто невиданное и поражала современников пышностью и великолепием.Они служили фоном для праздничных церемоний, создавая атмосферу торжественности и роскоши.

Затем мастера стали искать новые приемы исполнения живописи. Они пришли к необходимости укрупнения масштаба изображений, выделения ведущего мотива, отказа от мелких деталей. Особенно распространенной темой росписей были времена года, занимающие особое место в литературе и искусстве Японии. В декоративном искусстве — лаках, керамике, тканях — легко узнается мотив, указывающий на время года (цветущая слива — ранняя весна, листья клена, хризантема — осень и т. д.). В композиции нередко соединялись приметы всех сезонов, и это символизировало замкнутый цикл природных превращений, круговорот времени, которому подчинялась жизнь природы н человека.

«Сохраняя бережное отношение к природному, естественному, японское искусство
не любит геометрической правильности форм, не любит симметрии, которая есть повторение, а здесь все определяет внимание к единичному, неповторимому. Отсюда старание сохранить природное своеобразие материала, минимальная его обработка. Принципиальная незавершенность формы — это выражение того, что познание, в том числе и художественное, всегда есть путь, движение.

Именно обращением к опыту самого воспринимающего, к его способности достроить, развернуть в своем воображении и переживании то, что дано художником, объясняется значение в японском традиционном искусстве эмоционального подтекста, который вовлекает в переживание и осмысление то, что не дано, но подразумевается. Поэтому и в поэзии, и в живописи, и в других видах искусства особо ценится недосказанность, недомолвка.

Назад к содержимому | Назад к главному меню