Мир батика - персональный сайт Кубряковой И.В.

Перейти к содержимому

Главное меню

Батик в Индонезии

Слово БАТИК происходит от «ambatik», что в переводе означает «ткань с пятнышками». Суффикс «тик» означает маленькая точка, капля, пятно или пятниться. Слово батик может происходить и от яванского «tritik» - сопротивляемость окрашиванию: узоры наносятся на ткань специальной техникой еще до того, как на ткань кладется краска. Есть еще одно яванское слово, описывающее мистический опыт появления батика, - «mabtik manah», что значит «рисовать узор батика на сердце».

Интересно, что процесс росписи ткани в стиле батик развивался во многих регионах Африки, Индии и даже в некоторых странах Юго-Восточной Азии и имеет свои традиции, свою историю развития. При всем этом батик Индонезии все же является уникальным и непревзойденным по своему исполнению и стилю. Индонезийский батик создается в ряде регионов республики, но центром этого искусства является такие города Центральной Явы как Джокьякарта, Соло, Чиребон, Пекалонган.

Батик Индонезии

Батик для мастеров не просто ремесло. Искусство росписи тканей передается из поколения в поколение уже много столетий. Бережно сохраняются все традиции, изобретения.

Некоторые исследователи утверждают, что батик производили специально для королевского двора Явы. Несомненно, батик использовался и для этих целей, ведь некоторые узоры разрешались лишь на одежде особ королевской крови. Князья и знатные дамы, наверное, положили начало чувству прекрасного, что видно по традиционным узорам. Но участие знати в производстве батика, скорее всего, было ограничено нанесением первого воска на ткань. Вся остальная сложная работа по окрашиванию и последующему вощению возлагалась на плечи дворцовых мастеров, которые работали под присмотром.

Яванские короли всегда покровительствовали искусству и оказывали всевозможную поддержку многим видам искусства, таким как украшение серебром, wayang kulit (кожаные куклы) и оркестры gamelan. Некоторые виды искусства пересекаются. Яванский davang (кукловод) отвечал не только за кожаных кукол, но и за разработку узоров батика. Куклы по традиции делаются из козлиной кожи, которая подвергается перфорации и окраске, чтобы быть похожей на одежду. Подержанные куклы часто продавались тем женщинам, которые использовали их в качестве образцов орнамента. Для этого они продували уголь сквозь отверстия в коже и, таким образом, переносили орнамент на ткань.

Некоторые исследователи не согласны с версией о том, что батик производился лишь для королевского двора. Они считают, что батик был распространен среди обычных людей. Считалось, что яванская девушка достигает совершенства, если способна умело управляться с инструментом для нанесения воска на ткань (кантингом), так же как готовить и вести хозяйство.

Красота батика состоит из огромного терпения, мастерства и творческого подхода женщин Явы. Мужчины так же принимают участие в этом сложном процессе: они подготавливают ткани, наносят рисунки на ткань. На Яве батик до сих пор имеет огромное значение: к примеру, девушка не может выйти замуж, пока сама не разукрасит таким образом свадебное платье. Новобрачных обвязывают тканью с батиком; в шали из батика, перекинутой через плечо, носят детей; платком укрывают людей с недугами – чтобы помочь им выздороветь. И даже провожая человека в мир иной, его накрывают батиком, дабы он благополучно добрался до рая. На острове своя символика цвета – лиловый и розовый сохраняют молодость и красоту, пурпурный пробуждает патриотизм, небесный символизирует благородство. Рисунки бывают различными – мифологическими, геометрическими и, конечно, с изображениями ярких тропических цветов, птиц, животных и буйства тропической природы Индонезии.

Раньше в некоторых случаях батик декорировался золотыми лепестками или золотой пыльцой. Такую ткань называют Прада. Золотые лепестки применялись в регионах Йогакарта и Суракарта. На Центральной Яве ткань Прада покрывали золотой пыльцой. Она закреплялась на ткани с помощью самодельного клея из яичного белка или льняного масла и желтой почвы. Золото оставалось на ткани даже после стирки. Золото либо подчеркивало орнамент батика, либо создавало свой собственный. Старые ткани батика обретали новое рождение за счет декорирования золотом. Украшение батика золотом остается и по сей день, однако золотая пыльца и лепестки были вытеснены золотой краской.

Несмотря на существование тысяч различных орнаментов батика, некоторые из них считаются традиционными для народных фестивалей и особенных религиозных церемоний. Раньше считалось, что специфические ткани обладают мистической силой отвращать злую судьбу, в то время как некоторые другие ткани приносят удачу. Некоторые дизайны батика присущи лишь одежде невест и женихов, а также к их семей. Определенные дизайны предназначены только для одежды Султана, членов его семьи и слуг. Статус человека легко определялся по узору батика в его одежде.

В целом дизайн батика подразделяется на две категории: геометрические мотивы (присущие самым ранним орнаментам) и свободная тема, основанная на стилизованных узорах натуральных форм или имитации тканного текстиля.

В некоторых областях доминируют определенные дизайны. На центральной Яве дизайны подверглись влиянию традиционных орнаментов и цветов. Батик на северном побережье Явы, близ Пекалонгана и Циребона, находится под влиянием китайской культуры, что выражено в более яркой цветовой палитре, более замысловатых цветах и облачном дизайне.

Среди богатого населения Индонезии популярны дизайны высокой моды. Эти исключительно качественные шедевры изготовляются месяцами и оцениваются в сотни долларов.

Современный батик


Современный батик, хоть и сохраняющий традиции, несет линейное изображение листьев, цветов и птиц. Такой батик обычно зависит от воли дизайнера, а не методических рекомендаций для традиционных мастеров батика. Заметно это так же по цветовой гамме, используемой современными дизайнерами. Мастера уже не зависят от традиционных красок, ведь химические краски способны дать любой цвет и оттенок, который им нужен. Но в современном батике все-таки используется кантинг и кэп для получения сложных орнаментов.

Дизайнеры моды (например Иван Тюрта) смело представили батик на мировых подиумах моды. Они многое сделали для того, чтобы продвинуть индонезийский батик в его традиционных и современных формах.

Размах батика растет. При сохранении процесса разработки батика на протяжении ста лет, методы все же прогрессируют, что показывают последние десятилетия. По традиции продаваемый батик был 2,25 м в длину и из него шили традиционные одежды кэин панжан и сарон. В настоящее время батик используется не только в производстве одежды, но и в изготовлении мебельной обивки, тяжелых холщевых панно на стены, скатертей и других аксессуаров интерьера. Техника батика распространена среди многих известных художников, делающих батик для дома и офисов.

Рукодельный батик высокого качества очень дорог, а его производство сильно ограничено. Однако в мире машинных технологий интерес к рукодельным материалам становится все выше. Среди них – батик.

Одно из пленительных качеств Индонезийского батика – это стиль, украшения и цвет, которые вошли в культуры многих других стран. В течение истории Индонезии каждый контакт богатой традиции батика с зарубежными торговцами или правителями колоний влиял на развитие батика. Вот самые известные последствия этих изменений:

Батик Кратон

Батик Кратон считается основным батиком о-ва Ява. Он богат узорами в стиле Хинду, которые повлияли на царские дворы Явы с начала V века, а в последствии подверглись влиянию культуры Ислама. Индуистская традиция привнесла в батик священную птицу Гаруду, священный цветок лотус, дракона Нага и дерево жизни. Ислам, запрещающий художественное изображение людей и животных, привнес в батик стилизованные разнообразные орнаменты с символами. Например, цветы и геометрические изображения.

Являясь специфическим одеянием придворного дресс кода Явы, батик Кратон легко узнаваем по своим разновидностям: батик Касунанун Суракарта, батик Касултанан Йогиакарта, батик Пура Мангкунегаран и батик Пура Пакуаламан. Со временем выделились отличные друг от друга батик Магкунегаран и батик Касунанан, хотя оба стиля произошли из одного источника. Батик Пакуаламн из города Йогуакарта произошел от батиков Касунан и Касултанан и является наиболее уникальным батиком, поскольку изменение стиля завершилось образованием батика Суракарта.

Батик Беланда


Хотя китайские торговцы оказались на Яве раньше европейцев, их влияние на батик стало ощутимым в более поздний период. Батик Беланда, или Датский Батик, появился в 40-х гг XIX века, несколькими десятилетиями раньше Китайского батика. Сохранились записи о том, что европейские поселенцы на севере Явы начали производство своего батика в середине XIX века. Они первыми обогатили батик зарубежными мотивами, что до сих пор заметно по современному индонезийскому батику. Достигнув пика своего творческого развития в 1890-1910 гг, Батик Беланда стал легко узнаваем по нескольким потрясающим стилям, названным по именам великих дизайнеров. Самые известные из них – это Ван Зуйлен производства Элизы Шарлот ван Зуйлен, батик ванн Оостером производства Катарины Каролины ван Оостером, батик Пракемон производства Кароилны Джозефины вон Фракемонт, бакти Метц производства Лье Метцлар, батик Янс производства А.Д.Ф. Янс и батик Конрад производства Конард Паситан на Восточной Яве.

Китайский батик

Взявший многое из китайской культуры и появившийся на несколько десятилетий позже батика Беланда, китайский батик известен множеством уникальных китайских орнаментов и узоров, таких как драконы, фениксы, змеи, львы, традиционные китайские цветы и орнаменты китайского фарфора. Этот батик также известен как яркими красками, так и пастельными тонами. Стремясь покорить рынки Суракарты и Йогакарты, китайский батик обрел два выражения: батик Дуа Негри и бтаки Тига Негри. Он производился на северном побережье и на центральной Яве. Китайский батик до сих пор производят в прибрежных городах острова.

Батик Хококай

Разработанный специально для японцев во время японской оккупации Индонезии (1942-1945 гг), батик Хококай со специфическими узорами привлек внимание и китайских покупателей Явы и Малайи. Получив влияние японского дизайна узоров и цвета, батик обрел утонченные замысловатые фоны с изображением красивых цветов. Самым стильным в этом виде батика стал Кэин Паджи Сорэ стиль с различными узорами разных цветов на каждой половине ткани. Самые известные узоры включают стили Паранг и Леренг.

Батик Индонезия

Освобождение от Нидерландской колониальной зависимости привнесло новые веяния в индонезийский батик. В начале 50-х гг президент Сокарно поддержал развитие нового стиля, который так и зовется – индонезийский батик. Ставший плодом объединения принципов Йогукарта и Суракарта с северными традициями острова Ява, применяющими болотистый цвет в качестве основного, индонезийский батик стал развивать яркую палитру. Многие произведения стали совершенно новыми для батика, хотя и изготовлялись традиционным способом. Индонезийский батик часто называют Батик Модерн.

Батик Судагаран

Еще один важный жанр батика, Судагаран, появился в конце XIX века в графствах Сукагарта и Йогакарта. Производили этот батик судагары, или «батиковые купцы», подчеркивая модифицированные классические узоры в купеческом стиле. Некоторые самые популярные образцы в мозаичном стиле Тамбал и Паранг с использованием змееподобных орнаментов и Леренг с дополнительными витками свидетельствуют о высоком мастерстве авторов.

Батик Песисир

Характерный дизайн батика Песисир происходит из городов северного побережья Явы, Пекалонган и Сиребон. Стиль отображает китайское влияние, ведь в нем используются яркие краски, цветы и облачные узоры.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается «монополия» женщин в батике. Совершается переход к технике tjap – батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap – батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Назад к содержимому | Назад к главному меню